ЭкоанализЭкоанализЭкоанализ
+7 (915) 340-94-30
mail@ecoanaliz.ru
Москва, Россия
ЭкоанализЭкоанализЭкоанализ

Влияние развития инфраструктуры города Москвы на социально-экологическую обстановку Восточного административного округа

  • Главная
  • Блог
  • Экомосква
  • Влияние развития инфраструктуры города Москвы на социально-экологическую обстановку Восточного административного округа

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В МИРЕ
3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
3.1. Климат и его влияние на экологию города
3.2. Экологическая обстановка в городе Москве и пути решения выявленны проблем
4. ВАО: ЭКОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. Общие сведения о Восточном административном округе г.Москвы (ВАО)
4.2. Инфраструктура ВАО
4.3. Промышленность
4.4. Жилая застройка
4.5. Автомобильный транспорт
4.6. Экологическая обстановка
4.7. Заболеваемость населения ВАО
5. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ В ОКРУГЕ – ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8. ЛИТЕРАТУРА

1. ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа называется «Влияние развития инфраструктуры города Москвы на социально-экологическую обстановку Восточного административного округа».
Целью данной работы является оценка развития инфраструктуры города Москвы и ее влияние на социально-экологическую обстановку в ВАО.
Основные задачи проведенных исследований вытекают из указанной цели. В качестве основных задач можно выделить следующие:
– определение компонентов природной среды, на которые оказывается воздействие в процессе производственной и хозяйственной деятельности;
– определение характера и степени опасности всех потенциальных видов воздействий хозяйственной и иной деятельности в городе Москве на окружающую среду и здоровье населения;
– сравнительная характеристика экологической обстановки в различных округах города Москвы;
– выявление основных экологических и связанных с ними социальных проблем в Восточном административном округе и путей их решения (проводимых мероприятий по оздоровлению экологической ситуации).

В современном мире каждый человек сталкивается с множеством разнообразных проблем. Однако существуют проблемы, которые являются общими для всех людей вне зависимости от расовой, государственной или социальной принадлежности: перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, распространение опасных заболеваний, деградация почв и нехватка продовольственных ресурсов, кислотные дожди и озоновые «дыры» в атмосфере, утрата ценных видов организмов и массовое размножение вредителей, сокращение площади лесов и наступление пустынь, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, потери природы в зонах военных действий. Во всем этом и многом другом находят отражение проблемы экологии.

Из множества существующих определений предмета экологии наиболее кратко отражает его суть следующее: экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. К сожалению, человек никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только лишь приспособлением к ней. С течением долгого времени мы постепенно пришли к экологическому кризису. Основной признак этого кризиса – резкое качественное изменение биосферы, разрушение озонового экрана в верхних слоях атмосферы, все более нарастающее обезвоживание материковых территорий планеты, утрата климатической стабильности и многие другие тенденции в изменении природной среды.
По мере развития человечества, освоения природной среды и роста урбанизированных территорий поселения во взаимодействии с окружающей их природной средой превратились в новую динамичную социально-экологическую систему.
В социально-экологические системы входят два основных взаимодействующих компонента – социальный и экологический, которые в экологичном городе с благоприятной городской средой должны быть устойчивы, обладать способностью к самоадаптации, самоприспособлению. Социальный компонент включает в себя человеческое сообщество (жителей), все виды деятельности, все искусственные объекты и застроенные территории и обычно находится в границах населенной территории. Экологический компонент – это все виды природных территорий и природных ресурсов, в том числе естественные и культурные ландшафты, составляющие экологический след.
Решение экологических проблем лишь отчасти содержится в области технологии. Корень экологических проблем лежит в области социальной культуры и структуры общества. Экология – это не столько биологическая, сколько социальная наука. Если мы хотим выжить и спасти наших детей, мы должны размышлять об этом и менять общество, в котором живем.
Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средами, окружающими человека.
Начало социальной экологии было положено работами чикагской школы социологов в 20-х г.г. прошлого века, когда возникла необходимость учета специфики воздействия урбанизированной среды на жизнь и поведение людей. В настоящее время предметом социальной экологии является изучение взаимодействия общества с глобальной природной средой во всем многообразии ее антропогенных преобразований с тем, чтобы разработать теорию совместимости общества с природной средой его существования.
Задача социальной экологии состоит в изучении человеческого общества в аспекте его совместимости с особенностями природной среды. Поскольку направления человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, то социальная экология вскоре после своего появления стала подразделяться на множество аспектов или прикладных вариантов социально-экологического знания.
Теперь помимо общетеоретического раздела знания, которым занимается социальная экология, существует ее прикладные области: экология человека, изучающая в основном медицинские аспекты, инженерная экология, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей среде. Возникли такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, экология промышленной деятельности, экология сельского хозяйства, экология транспорта, геоэкология, химическая экология, экология культуры, проблемы экологического образования и т.д.
Главной задачей современной экологии как науки является консолидация различных ее разделов и огромного фактического материала на единой теоретической платформе, сведение их в систему, отражающую все стороны реальных взаимоотношений природы и человеческого общества. Это необходимо для понимания современных экологических проблем планеты, выработки новой экологической идеологии и методологии, правильной организации экологического образования и практической деятельности в области природопользования.

2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В МИРЕ

Природа в целом сама по себе не знает экологических проблем в нашем сегодняшнем понимании. Если они и возникали у некоторых групп организмов из-за изменения природных условий, то решались, как правило, медленным эволюционным путем на протяжении больших промежутков времени, когда замена одних форм другими для всей природы не становилась критической. Во всяком случае, наука не знает примера, когда появление, эволюция или исчезновение одного вида организмов оказывали влияние на судьбу всей биосферы. В отличие от этого экологические проблемы человечества стали весьма существенными проблемами всей природы на Земле.
Города как места сосредоточения основной массы жителей Земли призваны удовлетворять их потребностям и обеспечивать достаточно высокое, экологически обоснованное качество городской среды жизни. Но вместе с тем они являются центрами возникновения основных экологических проблем. В 2001 г. впервые в истории в городах стало жить более 50 % жителей планеты, а к 2030 г. численность жителей городов может в два раза превысить число сельских жителей.
В XX и начале XXI в.в. стали заметны признаки глобального экологического кризиса, связанного с городами:
– рост загрязненности среды многих городов, внесение загрязнений в окружающую город среду и организм человека;
– рост площади («расползание») городов и числа жителей, переуплотненность, превращение мегаполисов в ранее неизвестные урбоареалы с числом жителей, достигающим десятков миллионов;
– вытеснение природы, замена естественного ландшафта в городе на искусст-венный (культурный или даже мертвый);
– отдаление человека от прямых контактов с природой (визуальных, звуковых, обонятельных, осязательных), замена природных сенсорных воздействий на негативные искусственные, сопровождающаяся ростом их интенсивности;
– воздействия на естественные биоритмы человека (повышенная ночная осве-щенность, шум, ночная работа вместо сна и пр.).

Таким образом, основными экологическими проблемами в современном мире могут считаться следующие:
1. Объем антропогенного воздействия на природу и окружающую человека среду в XX в. стал слишком велик и приблизился к пределу устойчивости биосферы, а по некоторым параметрам и превзошел его. Проявления и свидетельства этого многообразны:
– резкое сокращение площади ненарушенных природных сообществ, их существенная деградация на остальной площади суши, уменьшение биологического разнообразия нарушают природные потоки вещества и энергии, вызывают количественное и качественное обеднение биосферы;
– потребление и изъятие человеком возобновимых природных ресурсов – пресной воды, почвы, биомассы и продукции растений – достигло критической скорости или превысило темпы их естественного воспроизводства;
– отходы человеческого хозяйства загрязняют среду, так как они содержат множество материалов, не утилизируемых в природных круговоротах; загрязнение ведет к деформации окружающей среды, неблагоприятным изменениям климата, создает угрозу здоровью людей, вызывает деградацию экосистем;
– на потоках веществ и энергии в природе стала сказываться существенная разомкнутость антропогенного круговорота веществ; появились признаки нарушения биосферного равновесия, ослабления средообразующей и средорегулирующей функций биосферы;
– в XX в. резко сократились и продолжают быстро уменьшаться запасы невозобновимых, главным образом, минеральных и топливных ресурсов; это, в свою очередь, создает серьезные экономические проблемы.
В геологической истории Земли и раньше происходили значительные изменения растительного покрова, биомассы и продуктивности биоты, ландшафтной структуры суши, химического состава атмосферы и климата. Например, при чередовании ледниковых периодов и межледниковий. Негативное воздействие человека на природу также имеет длительную историю. Но никогда еще эти изменения и нарушения не имели такой качественной структуры и не происходили с такой быстротой, как в наше время. Все это означает наступление глобального антропогенного экологического кризиса.

2. Природа отвечает на возрастающее антропогенное давление часто непредвиденными изменениями, создающими экологическую опасность:
– антропогенное преобразование ландшафтов и загрязнение среды часто имеют неконтролируемое последействие, приводящее к возникновению зон повышенного экологического риска, экологических бедствий и экономических потерь;
– избирательное воздействие на отдельные виды микроорганизмов, растений или животных, исключение этих организмов из природных сообществ вызывает неконтролируемые цепные реакции, которые затрагивают многие виды, нарушают устойчивость экосистем и ведут к разрушению многих из них;
– химическое и радиационное загрязнение среды ускоряет мутации и приводит к появлению новых биологических форм, обладающих повышенной устойчивостью, адаптивностью, а иногда и опасными для человека свойствами.
Ответы природы относятся непосредственно и к природе человека.

3. Человек оказался в ловушке противоречия между своей консервативной биологической сущностью и нарастающим отчуждением от природы.
Оставаясь представителем живой природы, человек сделался ее жестоким эксплуататором. Используя изобретенные им технологии и средства жизнеобеспечения, человек в большой мере освободился от давления естественного отбора и межвидовой конкуренции. Он на несколько порядков превысил свою биологическую видовую численность и еще в десятки раз – объем использования веществ и энергии для удовлетворения своих надбиологических потребностей.
Огромное увеличение и продолжение роста количества людей отнюдь не связаны с повышением их биологического качества. Наоборот, для людей в целом характерны совершенно немыслимые для диких животных в природе: груз наследственных заболеваний, наследственная предрасположенность к болезням, низкий иммунно-биологический статус и огромное число инфекций, возрастная хронизация болезней. Проблемы экологии человека все больше становятся проблемами здравоохранения.
Человечество XX в. приобрело черты цивилизации потребления, экономика которой поддерживается преимущественно за счет диктата предложения и провокации большого числа второстепенных, факультативных (необязательных) потребностей. Именно их удовлетворение ведет в основном к избыточной техногенной нагрузке на природу и на окружающую человека среду. Экологические проблемы человечества тесно сопряжены с экономическими и социальными. Региональные экологические проблемы во многих случаях становятся источником экономического неравенства, социальных и геополитических коллизий.
Перечисленные выше глобальные экологические проблемы имеют значение и для России. Исключение составляет разве что отсутствие перенаселения. Как страна Россия вносит весомый вклад в планетарную экологическую ситуацию. В то же время существуют многие особенности природно-хозяйственных взаимоотношений, придающие экологическим проблемам на территории России особое своеобразие и остроту.
Техногенная эволюция городов и их среды двойственна: наряду с описанными признаками кризиса в результате экологизации городов и городских технологий начало возрастать, особенно со второй половины XX в., качество городской среды жизни во многих городах. Повышаются качество городской архитектурно-ландшафтной среды, качество и площадь жилищ, качество и число коммунальных удобств, постепенно сокращаются выделяемые загрязнения, удовлетворяется все более широкий круг потребностей жителей города. Это характерно в первую очередь для развитых стран, но имеет место, хотя и в меньшей степени, и в других странах.
Пути преодоления глобального экологического кризиса и стратегия развития цивилизации в целом могут быть основаны на разных подходах к пониманию отношений между Человеком и Природой.

Существующие глобальные и национальные проблемы имеют не только экологические причины. Многое зависит от экономики, общественной идеологии и политики. Но именно современная экология вносит главные научные основания в их комплексное изучение и решение.
Важнейшие общие задачи современной экологии в ее широком понимании сводятся к следующему.
1. Раскрытие места и роли человека, цивилизации, техносферы в существовании экосферы планеты Земля с позиций экологических законов. Нахождение и уточнение естественнонаучных критериев, определяющих экологическую совместимость человека и биосферы и количественные пределы развития техносферы.
2. Экологизация сознания людей: формирование новой идеологии и методологии, направленной на переход к экологически ориентированной постиндустриальной цивилизации, на экологизацию экономики, производства, политики, образования.
3. Всеобъемлющая диагностика и стоимостная оценка состояния природы планеты и ее ресурсов; определение порога выносливости биосферы по отношению к антропогенной нагрузке, т.е. к тем помехам и утратам – изъятию биологических ресурсов, загрязнению среды, изменениям климата, которые наносятся человеческой деятельностью, и выяснение степени обратимости этих изменений.
4. Изучение закономерностей функционирования и оптимизации эколого-экономических систем применительно к различным природно-хозяйствениым условиям и различным отраслям производства.
5. Разработка прогнозов изменений биосферы и состояния окружающей человека среды при разных сценариях экономического и социального развития человечества. Выработка критериев оптимизации – выбора наиболее согласованного с экологическим императивом и экологически ориентированного социально-экономического развития общества.
6. Формирование такой стратегии поведения человеческого общества, такой экономики и таких технологий, которые приведут масштабы и характер хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы и остановят глобальный экологический кризис.

«Уже сейчас в ряде стран очень высок процент занятой городами территории: в Бельгии — 28 %, в Англии — 12 %, в Дании — 11 %. Такие большие урбанизированные территории недопустимы с точки зрения поддержания экологического равновесия между городами и природой. Плохо управляемое социально-экологическое развитие городов привело к росту негативных воздействий на природную среду (смотри таблицу). Урбанизация в настоящее время является одной из главных мировых демографических тенденций» (1, стр.17).
Деградация экосистем особенно велика вокруг больших индустриальных городов с интенсивным транспортом.

Таблица 1. Воздействие городов на природную среду

Для здоровой городской среды неприемлемы негативные воздействия, создаваемые городами, техникой и человеком. К таким воздействиям относятся:

загрязнения, т.е. внесение в среду нехарактерных для нее новых физических, химических или биологических агентов либо превышение имеющегося естественного уровня этих агентов;
технические преобразования и разрушения природных систем и ландшафтов. Этот вид воздействий чрезвычайно опасен, так как ведет к изменению основы ландшафта;
исчерпание природных ресурсов (полезных ископаемых, воды, воздуха, леса и др.);
глобальные климатические воздействия (изменение климата в связи с деятельностью человека);
эстетические воздействия (изменение природных форм, возведение искусственных объектов, неблагоприятных для восприятия).
Из всех видов антропогенных воздействий наиболее опасны загрязнения – фактор, существенно разрушающий природу, приводящий как к необратимому изменению отдельных экосистем и биосферы в целом, так и к потере материальных ценностей, энергии, труда, затраченных человеком. Загрязнения могут быть природными (из-за природных катастроф) и антропогенными (вызванными деятельностью человека). Антропогенные загрязнения подразделяются на физические, химические, механические и биологические.

Физическое загрязнение может быть: тепловым – вследствие повышения температуры из-за потерь теплоты на объектах промышленности, энергетики, в жилых домах и др.; шумовым – из-за превышения интенсивности шума вследствие работы предприятий, движения транспорта и т.д.; световым – из-за превышения освещенности, создаваемой искусственными источниками света; электромагнитным – в результате действия радио, телевидения, промышленных установок, линий электропередачи; радиоактивным – из-за превышения естественного радиоактивного уровня (фона). Физические загрязнения могут привести к развитию аномалий у животных и растений.

Химическое загрязнение вызывается внесением в природную среду каких-либо новых химических соединений или повышением концентрации присутствующих в ней химических веществ. Многие из химических веществ активны и взаимодействуют с молекулами веществ, входящих в состав живого организма, либо активно окисляются на воздухе, становясь при этом ядовитыми по отношению к живым организмам. Особенно опасны не свойственные природе вещества (ксенобиотики) – тяжелые металлы, полициклические углеводороды и нитрозоамины, асбест. Опасны нарушения метаболизма и регуляторных процессов под действием химических веществ, а также мутагенность и канцерогенность.

Механическое загрязнение, вызываемое веществами, не оказывающими на среду физического или химического воздействия, характерно для строительства и производства строительных материалов. К вызывающим механическое загрязнение веществам относятся отходы камнепиления, производства железобетона, а также отходы при реконструкции и ремонте. Эти загрязнения становятся опасны, смешиваясь с почвой в городе, меняя ее структуру и некоторые свойства.

Биологическое и микробиологическое загрязнения происходят при поступлении в окружающую среду биологических отходов или в результате быстрого размножения микроорганизмов на антропогенных субстратах.

Есть еще одно специфическое для строительства загрязнение — визуальное, или эстетическое, заключающееся в неблагоприятном изменении ландшафта из-за строительства негармонирующих с природными образованиями зданий и сооружений, производящих негативное впечатление, ухудшающих исторически сложившийся внешний вид ландшафта.

Все виды загрязнений в итоге влияют на биосферу, оказывая техногенные вклады в ее эволюцию. Воздействия передаются живым организмам через «ворота» – аэрогенные (дыхание), пероральные (питание), слух, кожный покров и др. Особенно опасны загрязнения, нарушающие генетическую устойчивость, увеличивающие частоту мутаций. Мутантные гены обусловливают гибель, уродства, наследственные заболевания. Они образуются под действием разнообразных загрязнений – в первую очередь излучений радионуклидов, ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучений, химических соединений – биополимеров, алкалоидов, нитропроизводных мочевины, средств борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Многие химические соединения воздействуют на определенные органы и ткани (например, ДДТ и другие хлороводороды – на жировую ткань и органы, в которых есть жироподобные липоидные вещества – печень, половые органы и т.д.).

Влияние широкого комплекса загрязнений городской среды на жителей городов и природу изучено недостаточно, так как период наблюдений мал, а действие загрязненной среды проявляется постепенно, на протяжении жизни многих поколений. Ясно только, что чем меньше загрязнений, тем лучше и для природы, и для человека. Известный российский эколог Н.Ф.Реймерс поставил эксперимент по определению влияния озеленения на здоровье людей (подсознательно все люди понимают необходимость наличия зеленых насаждений рядом с ними). Оказалось, что уровень здоровья людей выше в тех небольших и сопоставимых по числу жителей городах, где больше озелененной территории, приходящейся на жителя.

Уровень всех загрязнений среды нормируют путем установления предельно допустимых концентраций (ПДК) и времени воздействия. ПДК – это нормативное количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте с человеком или при воздействии на него в течение определенного промежутка времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК устанавливается в законодательном порядке или рекомендуется компетентными учреждениями. При определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей на природные сообщества в целом.

Значения ПДК постоянно уточняются, они приводятся в нормативных документах и специальной литературе. В нижеследующих таблицах приведены значения допустимых загрязнений среды в зависимости от класса опасности и экологической ситуации.

Целью всей деятельности человека должно быть улучшение городской среды, сокращение и исключение загрязнений. Основным направлением улучшения городской среды является экологизация всех технологий. Экологичные технологии оказывают положительное влияние на качество городской среды (смотри таблицу 3).

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок.

Пример локальной экологической проблемы – завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это – нарушение закона. Органы охраны природы или общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. При этом особой науки не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае – разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором – точные гидрологические исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское море, в третьем – выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых несколько десятков лет назад никто даже не мог подозревать. Со времени возникновения технической цивилизации на Земле сведено около 1/3 площади лесов, пустыни резко ускорили свое наступление на зеленые зоны. Так, пустыня Сахара продвигается к югу со скоростью около 50 км в год. Катастрофических размеров достигло загрязнение Океана нефтепродуктами, ядохимикатами, синтетическими моющими средствами, нерастворимыми пластиками. По неточным данным (в сторону занижения), сейчас в океан попадает около 30 млн.т нефтепродуктов в год. Некоторые специалисты полагают, что нефтяной плёнкой покрыто около 1/5 площади океана.

Быстрыми темпами происходит загрязнение атмосферы. Пока основным средством получения энергии остаётся сжигание горючего топлива, поэтому с каждым годом возрастает потребление кислорода, а на его место поступают углекислота, окислы азота, окись углерода, а так же огромное количество сажи, пыли и вредных аэрозолей. Ежегодно в мире сжигается свыше 10 млрд.т условного топлива, при этом выбрасывается в воздух более 1 млрд.т различных взвесей, среди которых много канцерогенных веществ. Согласно обзору ВНИИ Медицинской информации, за последние 100 лет в атмосферу попало более 1,5 млн.т мышьяка, 900 тыс.т кобальта, 1 млн.т кремния. Только в атмосферу США ежегодно выбрасывается более 200 млн.т вредных веществ.

Полагают, что США выжгли над собой весь кислород и поддерживают энергетические процессы за счёт кислорода с других территорий планеты. При 6 % мирового населения США потребляют около 40 % мировых естественных ресурсов и дают примерно 60 % всех загрязнений на планете.

Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата является достоверным фактом. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956 – 1957 г.г., когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,70С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 20С. На Северном полюсе подлёдная вода потеплела на 10С и ледяной покров начал подтаивать снизу. Одни учёные считают, что потепление – результат сжигания огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, т.е. затрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие, ссылаясь на изменение климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

Не менее сложна экологическая проблема озонового слоя. Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы всё живое. Исследования причин истощения озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы.

Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71 % всей поверхности планеты занят водой, однако пресная вода составляет лишь 2 % общего количества, и почти 80 % пресной воды находится в ледовом покрове Земли. В большинстве промышленных районов воды уже ощутимо не хватает, и её дефицит с каждым годом растёт.

В целом на хозяйственно-бытовые нужды изымается 10 % речного стока планеты. Из них 5,6 % расходуются безвозвратно. Если безвозвратный забор воды будет и дальше увеличиваться в том же темпе, что и теперь (4 – 5 % ежегодно), то к 2010 г. человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере. Положение осложняется тем, что большое количество природных вод загрязняется промышленно-бытовыми отходами. Всё это в конечном счёте попадает в Океан, который и без того подвергается сильному загрязнению.

В перспективе тревожно обстоит дело и с другим природным ресурсом, считавшимся раньше неисчерпаемым – кислородом атмосферы. При сжигании продуктов фотосинтеза прошлых эпох – горючих ископаемых, происходит связывание свободного кислорода в соединения. Ориентировочно в недрах Земли содержится 6,4 х 1015 т горючих ископаемых, на сжигание которых потребовалось бы 1,7 х 1016 т кислорода, т.е. больше, чем его насчитывается в атмосфере. Следовательно, задолго до исчерпания запасов горючих ископаемых люди должны прекратить их сжигание, чтобы не задохнуться самим и не уничтожить всё живое.

Полагают, что запасы нефти на Земле истощатся через 200 лет, угля – через 200 – 300 лет, горючих сланцев и торфа – в этих же пределах. Примерно за это же время может быть исчерпано 2/3 запасов кислорода в атмосфере планеты. Следует учесть, что при возрастающих темпах потребления кислорода темпы его воспроизводства зелёными растениями неуклонно снижаются, поскольку развивающееся производство и множащееся население наступают на природу, отбирая у нее все новые зеленые площади для построек и угодий. Каждые 15 лет площадь отчуждаемых земель удваивается и, по-видимому, предел освоения территории уже близок. Зеленые растения вытесняются не только постройками, но и расползающейся полосой загрязнения. Особенно губительно загрязнение для фитопланктона, покрывавшего сплошным слоем водную поверхность планеты. Полагают, что он воспроизводит около 34 % кислорода атмосферы.

До сих пор перспективу истощения ресурсов связывают по инерции с так называемыми невозобновимыми факторами природной среды: запасами железных руд, цветных металлов, горючих ископаемых, драгоценных камней, минеральных солей и т.д. Сроки разработки месторождений этих ресурсов заведомо конечны и варьируются в зависимости от богатства содержания их в земной коре. Считается, что при нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить на 20 – 30 лет. Сроки небольшие, а потому уже заранее изыскиваются средства компенсации и экономии дефицитного сырья. В частности, совершенствование методов добычи позволяет приступить к разработке пород с бедным содержанием нужных элементов и кое-где уже принялись за переработку отвалов горной породы. В перспективе можно будет извлекать нужные элементы в любом потребном количестве из самых распространенных в природе пород, например из гранита.

Иначе обстоит с ресурсами, которые издавна привыкли считать возобновляющимися и которые действительно были таковыми до тех пор, пока возросшие темпы их потребления и загрязнение среды не подорвали способность комплексов к самоочищению и самовосстановлению. Причем эти подорванные способности не возобновляются сами собой, а, напротив, прогрессивно идут на убыль по мере наращивания темпов индустрии в прежнем технологическом режиме. Однако сознание людей все еще не успело перестроиться. Оно, как и техника, работает в прежнем экологически беззаботном режиме, считая воду, воздух и живую природу даровыми и неисчерпаемыми.

Вывод: в современном мире для каждой страны можно выделить практически одинаковые экологические проблемы. К числу таких проблем относятся: загрязнение природной среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы их в водные объекты, образование огромного колическтва отходов и т.п.), разрушение природных систем и ландшафтов (все возрастающие темпы строительства, освоение новых территорий), исчерпание природных ресурсов (полезных ископаемых, воды, воздуха, леса и др.), изменение климата в связи с деятельностью человека, изменение природных форм, возведение искусственных объектов, неблагоприятных для восприятия человека. Антропогенное воздействие на природу в настоящее время достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера.

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

3.1. Климат и его влияние на экологию города

Климат Москвы является умеренно-континентальным и характеризуется высокой изменчивостью. С конца XX-го века отмечаются тенденции к смягчению климата.

Температура воздуха

В последнее 10-летие XX в. среднегодовая температура воздуха по сравнению с нормой за 1961-1990 г. повысилась на 0,8°С (составила 5,6°С), годовое количество осадков прибавилось на 18 мм, температура зимы возросла на 2,2°С, а в остальных сезонах в среднем на 0,4-0,5°С; годовая амплитуда месячной температуры уменьшилась с 27,3 до 24,7°С и показатель континентальности климата с 45 до 40 %. В таблице 4 представлены средние температуры воздуха по месяцам и за год.

На естественный ход температуры, распределение осадков, влажности, солнечного сияния и других метеорологических факторов влияет увеличение площади городской застройки.

Возникающий над большим городом «остров тепла» отчетливо выражен в Москве. Температура в центре города на 4-5°С выше, чем в пригороде, что равнозначно смещению центра Москвы на 150 – 200 км к югу. Зимой «остров тепла», формирующийся над городом, возникает за счет большего выделения тепла в связи с работой тепло-энергетического комплекса в режиме максимальных нагрузок. Летом выделение антропогенного тепла меньше, однако различия в температурах между городом и пригородом, особенно в ночное время, обусловлены другими причинами, связанными с различной скоростью охлаждения подстилающей поверхности пригородов (большая площадь естественных поверхностей) и городской территории (большая площадь застроенной и запечатанной поверхности).
Различие температур в центре и на периферии города имеет ряд позитивных последствий. В частности, возникают бризовые городские течения воздушных масс от центра к периферии города, увеличивающие интенсивность процесса рассеивания загрязненного воздуха над городом.
Москва – самый холодный мегаполис в Европе. Зима в Москве длится от 4 до 4,5 месяцев (с середины ноября по март включительно). Типичная погода в это время пасмурная и облачная, с частыми снегопадами.

Количество осадков

Обычно за зиму в Москве выпадает до 134 мм осадков. На весенне-летний период приходится 460 мм осадков. В таблице 5 представлены средние температуры воздуха по месяцам и за год.

В процессе формирования погоды и климата важную роль играют облака, влияющие также на режим загрязнения атмосферы. Максимум количества облаков приходится на зиму, когда наиболее развита циклоническая деятельность, а минимум – на лето. В среднем за год количество общей облачности равно 7,6 балла. Средние месячные значения количества общей облачности в течении года меняются от 6,7 балла в августе, до 8,9 балла в декабре.

В суточном ходе максимальное количество облаков в апреле-сентябре отмечается после полудня (в 15 часов), а в ноябре-феврале – в утренние часы, что замедляет процесс рассеивания вредных примесей в атмосфере. Минимум в апреле-сентябре приходится на ночное время сток (0 часов), а в осенне-зимнее время на 21 час и 0 часов. Эти особенности определяют режим суточного хода загрязнения атмосферного воздуха, для которого типично превышение утренних значений концентраций над ночными.

 

Погодные условия оказывают существенное влияние на рассеивание выбросов загрязняющих веществ. Интегральным показателем, характеризующим специфику местных условий в сочетании с рельефом местности, является потенциал загрязнения атмосферы, который определяет способность территории к накоплению загрязнения либо к быстрому рассеиванию. Фактическое число периодов с повышенным загрязнением, длительность и уровень загрязнения определяется во многом неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ). В среднем в Москве такие условия складываются в течение 65 дней. Наиболее продолжительные периоды отмечаются в мае, июле, августе и сентябре.

3.2. Экологическая обстановка в городе Москве и пути решения выявленных проблем

Атмосферный воздух

Основным источником загрязнения воздушного бассейна г. Москвы по-прежнему остается автотранспорт. Удельный вклад выбросов от автотранспорта в общее загрязнение атмосферы города превышает 90 %. Имеется позитивная тенденция обновления парка подвижного состава города: число автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет превысило число автомобилей со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет с двигателями стандарта не менее Евро-2, обновляется парк грузовых автомобилей и механизмов строительного комплекса города. Однако с увеличением интенсивности движения и большой долей в структуре автотранспортного парка Москвы транспортных средств с низкими экологическими характеристиками связано отсутствие заметных улучшений состояния атмосферного воздуха на примагистральных территориях.

Основным направлением деятельности по снижению негативного воздействия автотранспорта на экологию города является оптимизация дорожного движения и меры по повышению качества используемого топлива. Организация безостановочного движения транспорта на радиальных и кольцевых магистралях и, соответственно, приближение режима движения транспортных средств на данных участках к равномерному, позволяет сократить выбросы транспортных средств на этих участках в 2-3 раза.

Развитие внеуличных сетей городского скоростного транспорта ведется в первую очередь за счет строительства линий метрополитена. Так в 2004 г. пуск в эксплуатацию линии «малого метро» в Бутово позволил снять целиком один маршрут автобуса и существенно сократить протяженность еще трех маршрутов, что позволило сократить объем выброса в атмосферу на 120 тонн в год.

Помимо автотранспорта, негативный вклад в экологию города вносят промышленные предприятия. Промышленность Москвы представлена более чем 10 тыс. промышленных предприятий, размещенных на площади 1080 кв.км. В их числе предприятия машиностроения и металлообработки (23 % общего числа промышленных предприятий города), промышленность строительных материалов (10 %), предприятия теплоэнергетики (5 %), химическая и нефтехимическая промышленность(6 %). Всего в черте города сложилась 66 промышленных зон, суммарная площадь которых составляет 26 % от общей площади города.

Основной объем выбросов вредных веществ приходится на предприятия теплоэнергетики (47 % – 14 ТЭЦ, 63 районных и квартальных тепловых станций, более 1 тыс. котельных), нефтеперерабатывающей промышленности (32 %) и машиностроения (6 %). Ежегодно в городе реализуются общегородские мероприятия по снижению выбросов промышленных объектов. Снижение выбросов, обеспеченное общегородскими программами, достигнуто за счет выполнения следующих природоохранных мероприятий:

– модернизация технологии производства и реконструкция предприятий;
– строительство нового и реконструкция существующего газоочистного оборудования на промышленных предприятиях;
– вывод из эксплуатации промышленных объектов, не соответствующих экологическим требованиям.

Радиационная обстановка

Радиационная ситуация на территории г. Москвы на протяжении последних лет остаётся стабильной и соответствует требованиям Норм радиационной безопасности. Реальные дозы облучения населения не представляют опасности для здоровья. Так, средняя индивидуальная эффективная доза от всех источников ионизирующих излучений, как естественных, так и техногенных в течение последних пяти лет колебалась в диапазоне от 2,75 до 3,4 м3/год. Превышения норматива, установленного на мощность эквивалентной дозы (не более 5 м3/год) не наблюдается.

Две трети индивидуальной дозы приходится на естественные, природные источники. Одна треть связана с медицинскими исследованиями и процедурами. Около одного процента дозы приходится на техногенные факторы(выбросы и сбросы промышленных предприятий, глобальные выпадения, поступления радионуклидов с продуктами питания и водой).

Акустическая обстановка

На большинстве территорий города Москвы наблюдается высокий уровень шума. Основным источником шумового дискомфорта в Москве является автотранспорт. Далее по площади подверженных шуму территорий и уровню шума следуют железнодорожный транспорт, авиатранспорт, строительные площадки и промышленные предприятия.

Шум автотранспорта

При наблюдаемой интенсивности движения автотранспорта на общегородских магистралях от 10 000 до 15 000 автотранспортных средств в час шумовые характеристики транспортного потока составляют порядка 78 – 85 дБА по эквивалентному уровню звука, а максимальные уровни звука достигают 90 – 92 дБА. Высокие значения шумовых характеристик автотрасс обуславливают превышения действующих санитарных нормативов на 20-25 дБА (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от автотрасс.

На жилых территориях, удаленных от транспортных магистралей либо «защищенных» посадками деревьев, уровни шума существенно ниже, превышения нормативов составляют не более 5 – 8 дБА. Превышения допустимых уровней шума вблизи автотрасс наблюдаются в течение дневного времени суток, затрагивая и ночные часы с 23.00 до 01.00 часов. Исключение составляют дворы жилых домов, расположенные вне прямой видимости автодорог либо на удалении (70 – 100 метров от трассы), а также территории, защищенные первым эшелоном зданий или другими шумозащитными конструкциями.

Общая площадь территорий, подверженных постоянному шумовому воздействию автотранспорта, составляет около 50 % от всей территории города. Возникшие проблемы связаны с резким ростом интенсивности движения автотранспорта на городских магистралях, начавшимся в 90-е г.г. При этом лишь на вновь осваиваемых территориях ведется проектирование и строительство объектов с учетом разработанных требований по шумозащите (дома с улучшенными шумозащитными свойствами, шумоограждающие конструкции).

Шум железнодорожного транспорта

Воздействие железнодорожного транспорта на прилегающие территории по эквивалентному уровню звука ниже, чем воздействие, оказываемое автотранспортом. Типичная интенсивность движения железнодорожного транспорта в Москве составляет не более 3-4 пар/час.

Шум от авиатранспорта

Превышения нормативов, обусловленные авиашумом, наблюдаются не регулярно, а лишь в случаях, когда допускается изменение маршрутов полетов самолетов над городскими территориями в связи с неблагоприятными погодными условиями либо нарушаются установленные инструкции. В целях исключения случаев несанкционированных пролетов над жилыми территориями установлены зоны шумового дискомфорта от аэропортов Московского авиаузла.

Шум промышленных предприятий

Шумовое воздействие, оказываемое промышленными предприятиями, носит локальный характер. Шум промышленных площадок, как правило, ограничивается санитарно-защитной зоной предприятия и на жилые территории не распространяется.

Шум от строительных площадок

За счет высоких значений шумовых характеристик строительной техники и механизмов строительные работы вызывают негативную реакцию жителей прилегающих жилых микрорайонов. Проведение шумозащитных мероприятий позволяет обеспечить минимальный вклад строительных работ в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей жилой территории.

Известно, что экологические условия неодинаковы в разных частях города. Комфортность проживания – это не только престижный район, красивый дом, удобная квартира, но и качество окружающей среды, иными словами – экологическая обстановка. Она определяется наличием вблизи жилых кварталов промышленных объектов, плотностью транспортной сети, присутствием свалок строительных и бытовых отходов.

Вывод: Наиболее комфортным для проживания с точки зрения экологии является Зеленоград, а Южный, Юго-Восточный и Центральный выглядят экологически менее благополучными. В этом ряду Восточный округ занимает одно из лидирующих мест по качеству окружающей среды.

4.1. Общие сведения о Восточном административном округе г.Москвы (ВАО)

Восточный административный округ ограничен с севера природным национальным парком Лосиный Остров, с востока – Московской кольцевой автодорогой (МКАД), с юга – Рязанским направлением Московской железной дороги, с запада – Ярославским направлением Московской железной дороги.
Округ состоит из 16 районов: Богородское, Вешняки, Восточное Измайлово, Восточный, Гольяново, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово, Преображенское, Северное Измайлово, Соколиная гора, Сокольники.
Каждый из районов округа связан с историей Москвы, а значит, и всей России. В Преображенском Петр I создавал свои «потешные полки», ставшие основой регулярной русской армии. В Измайлове был спущен на воду «дедушка русского флота» – ботик Петра. Здесь жили и творили великие русские историки, художники, зодчие, музыканты, составившие гордость и славу отечественной культуры.
Восточный административный округ (ВАО) занимает первое место по площади (15455,1 га) среди всех административных округов Москвы.
Функциональное распределение земель в ВАО показано на диаграмме.

Диаграмма показывает, что значительная часть территории округа (более 40 %) занята улучшающими экологическую ситуацию или «средосберегающими» типами земель. По этому показателю Восточный административный округ далеко опережает все остальные округа Москвы.

4.2. Инфраструктура ВАО

В округе развита промышленность и имеется большой научный потенциал – предприятия различных форм собственности, в том числе 147 промышленных, 130 строительных, 38 транспортных, более 120 научно-исследовательских. Лидируют предприятия машиностроения (заводы «Компрессор», Электродный), химической и нефтехимической промышленности (Кусковский химзавод, нефтемаслозавод, ПО «Красный богатырь»). В легкой промышленности – Косинское производственное трикотажное объединение; здесь сосредоточены также основные производители шелковых и шерстяных тканей.

Много внимания уделяется детям – работают подростковые учреждения по месту жительства, Экспериментальный организационно-методический центр и более 20 клубов, где занимаются дети от 4 до 18 лет. Занятия спортом, музыкой, иностранными языками, прикладным искусством, подготовку к школе ведут квалифицированные педагоги. В систему образования Восточного округа входят 150 общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением иностранных языков, 20 музыкальных школ, 3 художественные и школа искусств, 7 вузов.

В округе более 50 библиотек, 12 театров, 14 кинотеатров, 11 выставочных залов и музеев, 5 парков культуры и отдыха, концертный зал при ГТК «Измайлово». Для занятий спортом выстроены крытые спортивные комплексы, стадионы, плавательные бассейны. Примерно 200 учебных заведений имеют свои спортивные базы и стадионы.

На охрану здоровья жителей нацелена и работа системы здравоохранения округа, включающей в себя около 190 медицинских организаций, в том числе 40 больниц и 60 поликлиник, 10 диспансеров, 5 санаториев. Ежегодно растет и число оздоровительных лагерей. В рамках социальной программы правительства Москвы в округе функционируют 12 центров социального обслуживания населения. Основное внимание уделяется одиноким гражданам, нуждающимся в посторонней помощи.

4.3. Промышленность

По данным статистики, площадь земель, занятых промышленными объектами (земли производственного назначения), составляет 1188,1 га; это четвертое место после Юго-Восточного (2510,1 га), Южного (1654,3 га) и Западного (1311 га) административных округов. Однако по отношению промышленной застройки к общей площади (около 8 %) Восточный административный округ занимает лишь шестое место в Москве, т.е. относится к округам с относительно низкой удельной площадью земель производственного назначения, что, конечно, является благоприятным экологическим фактором.

Доля продукции, производимой промышленными предприятиями округа, составляет 10 % от общего объема городской продукции. Основные отрасли промышленности – легкая, пищевая, машиностроение. Среди крупнейших предприятий города – Черкизовский мясоперерабатывающий завод, завод тепловой автоматики, инструментальный завод, завод «Физприбор», комбинат по производству шелковых тканей. Многочисленные промышленные предприятия расположены на берегу реки Яузы и на примыкающих к ней улицах. Промышленные предприятия округа в основном сконцентрированы в 8 промышленных зонах: «Митьковская ветка», «Хапиловка», «Мейеровский проезд», «Кирпичная улица», «Соколиная гора», «Калошино», «Прожектор» и «Перово». Вокруг промышленных предприятий формируются локальные зоны загрязнения, отражающие специфику производства.

Такие промышленные предприятия как Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат, хладокомбинаты № 1 и № 12, Восточная водопроводная станция относятся к объектам потенциального экологического риска, так как в специфике их работы используются вещества первого класса экологической опасности – аммиак и хлор. Эти вещества в больших объемах хранятся в складских помещениях предприятий и требуют особой осторожности в обращении.

Промышленные объекты повышенной экологической опасности:

Асфальтобетонный завод
Опытный завод «Изолит»
Заводы железобетонных изделий – 4 завода
Завод резиновых изделий «Красный богатырь»
ПО «Хроматрон»
Инструментально-механический завод
Электрозавод им. Куйбышева
Лосиноостровский электродный завод
Инструментальный завод
Опытный завод «Машиностроитель»
МПО «Вулкан»
4.4. Жилая застройка

Жилая застройка составляет в Восточном АО 17 % территории или 2685,8 га. Для сравнения: максимальная площадь жилой застройки имеется в Западном АО (4031,3 га), минимальная – в Зеленограде – 712,0 га.

4.5. Автомобильный транспорт

За последние десятилетия автомобильный парк города вырос более чем в 3 раза, что существенно увеличило техногенные нагрузки на окружающую среду. Автотранспорт является главным загрязнителем атмосферы в Москве. Ежегодно выбрасывается в окружающую среду около 2 млн. тонн твердых, жидких и газообразных отходов, многие из которых крайне токсичны для человека. В среднем, при пробеге 15 тыс.км за год, автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонн кислорода. При этом в атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов, среди которых особо опасный канцероген – бенз(а)пирен. Отработанные газы автомобиля содержат соединения свинца, кадмия, цинка, меди, железа, марганца, хрома, кобальта, олова. Большое количество тяжелых металлов поступает в окружающую среду при стирании автомобильных покрышек и дорожного покрытия.

В процессе эксплуатации тормозных колодок выделяются крайне вредные для здоровья человека диоксины. Выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Ребенок, сидящий в коляске на тротуаре улицы с большим движением транспорта, вдыхает гораздо больше токсичного воздуха, чем гуляющие с ним взрослые. Автопарк столицы насчитывает около 3 млн. машин и цифра эта с каждым годом увеличивается на 10 – 15 %. Наибольший удельный вес в структуре городского автотранспорта занимают грузовые автомашины – чуть меньше половины всех транспортных средств, далее следуют легковые автомобили – 35 % и автобусы – 15 %. Доля автотранспорта в общем загрязнении атмосферного воздуха Москвы постоянно растет и уже перевалила за 90 %.

Внутренние дворы и тротуары в Москве забиты машинами. Утро многих москвичей начинается со звука включаемых двигателей и запаха отработанных газов. Выброс загрязнителей при прогреве машины, особенно зимой, значительно выше, чем при ее движении по двору. Несмотря на наибольший выброс угарного газа (СО), наиболее опасными загрязнителями являются углеводороды (СН). В целом, отработанные газы в опасных концентрациях распространяются до третьего-четвертого этажа. Если запах газов ощущается в квартире, вы можете быть уверены, что их содержание превышает норму. При гигиеническом нормировании содержания загрязнителей в воздухе раздражающий и неприятный запах является одним из важных показателей.

По выбросам вредных веществ от автомобилей Москва оставила далеко позади любой из городов России. В Санкт-Петербурге выбросы втрое ниже, в других крупных промышленных городах выбросы от автотранспорта ниже в 10 и более раз.

4.6. Экологическая обстановка

Работа транспорта и промышленных предприятий создает в округе серьезные экологические проблемы. Ведущее место в загрязнении атмосферы занимает автомобильный транспорт (80%). Промышленные предприятия уступают ему по объему выбросов, однако их состав представляет для здоровья большую опасность. По некоторым соединениям наблюдается устойчивое превышение ПДК в несколько раз. А загрязнение атмосферы влечет за собой загрязнение почвы и растительности. По этому показателю ВАО опережает другие округа Москвы. Автомобильный транспорт и промышленные предприятия создают и шумовое загрязнение, которое сопоставимо лишь с ситуацией в Центральном округе.

К разряду экологически наиболее благополучных и относительно благополучных относятся районы п. Восточный, Измайлово, Восточное и Северное Измайлово, Метрогородок, Богородское, Ивановское, Косино-Ухтомский, Новокосино. Наименее благополучные в экологическом отношении районы расположены ближе к центру города – это районы Преображенское и Соколиная гора.

По площади “средосберегающих” земель округ занимает первое место в Москве. Это самый зеленый округ Москвы, площадь зеленых насаждений составляет здесь 6270 га, т. е. более 40 % от общей территории, что считается очень высоким показателем. Площадь, всех его зеленых насаждений, включая внутриквартальное озеленение, составляет 9,04 тыс.га, из которых 5,26 тыс.га составляет площадь зеленых насаждений общего пользования. Обеспеченность зелеными насаждениями на одного человека составляет 61 кв.м/чел., что превышает средний показатель по городу в 3,5 раза.

На территории округа расположен один из крупнейших зеленых массивов столицы – природный национальный парк «Лосиный остров» (в административных границах города находится его третья часть). Культурно-историческое и природно-рекреационное значение имеют лесопарки «Измайловский» площадью около 1300 га (включающий усадебный и садово-парковый комплекс ХVI-ХIХ в.в.) и «Кусково» площадью более 300 га с уникальным усадебным и садово-парковым ансамблем. В природно-рекреационном комплексе округа – лесопарк «Сокольники», Терлецкий и Салтыковский лесопарки, зеленые территории городского парка культуры и отдыха «Перовский» и детского парка «Черкизовский».

Уникальные зеленые массивы (Измайловский лесопарк, государственный национальный природный парк «Лосиный остров», парк «Сокольники», парк усадьбы «Кусково» и др.), занимая более 50 % территории округа, играют важную роль для всей столицы, являясь местом отдыха москвичей и очищая атмосферу города. Здесь протекают реки Яуза и Серебрянка, раскинулись пруды и озера. К сожалению, в результате строительства жилья, гаражей и предприятий они загрязняются, тем не менее, животный мир водоемов и их окрестностей до сих пор богат и разнообразен – здесь живут ондатры, очень много птиц.

4.7. Заболеваемость населения ВАО

Условия окружающей социальной и природной среды, существенно повышающие риск возникновения заболеваний и определяющие высокие показатели заболеваемости, получили названия факторов риска. Принято считать, что в среднем влияние образа жизни на здоровье населения оценивается в 30 – 40 %, среды обитания – в 20 – 30 %, наследственности и качества медико-санитарной помощи – в 20 %. Региональные особенности заболеваемости населения на территории Москвы определяются, в основном, тремя из перечисленных факторов, так как качество медицинской помощи основной массе населения в административных округах можно считать примерно одинаковым.

На территории Восточного округа в отдельных районах показатели детской и взрослой заболеваемости колеблются в довольно широких пределах. Выше средних значений по округу заболеваемость детей новообразованиями в районах Метрогородок, Гольяново, Восточное и Северное Измайлово, Перово; болезнями эндокринной системы – в районах Восточное Измайлово, Метрогородок, Преображенское, Вешняки; по болезням органов дыхания и болезням крови – в районах Вешняки, Ивановское, Восточное Измайлово; по болезням мочеполовой системы в районе Метрогородок регистрируются самые высокие показатели заболеваемости по Москве. По врожденным аномалиям в районах Метрогородок, Богородское, Восточное Измайлово показатели заболеваемости одни из самых высоких в Москве. Таким образом, к наиболее неблагополучным с точки зрения детской заболеваемости районам Восточного округа относятся Метрогородок, Восточное Измайлово, Вешняки, Преображенское, Ивановское. В то же время районы Новогиреево, Измайлово, Богородское можно считать относительно благополучными в округе.

Уровень общей заболеваемости (суммарной по 13 классам болезней) взрослого населения Восточного административного округа ниже, чем в среднем по Москве. Суммарный коэффициент превышения равен 16,6. По этому показателю Восточный округ находится на пятом месте среди девяти округов Москвы. Коэффициент превышения по десяти классам болезней находится в интервале 1,1 – 1,3 по сравнению с минимальными значениями, только по трем классам болезней (болезни крови, новообразования, психические расстройства) превышение составляет 1,5 и выше, однако показатели заболеваемости и по этим классам болезней далеки от максимальных значений в остальных округах.

Выводы: серьезные экологические проблемы в округе создает работа транспорта и промышленных предприятий. Ведущее место в загрязнении атмосферы занимает автомобильный транспорт (80 %). Промышленные предприятия уступают ему по объему выбросов. Восточный административный округ относится к округам с относительно низкой удельной площадью земель производственного назначения, что, конечно, является благоприятным экологическим фактором.

Значительная часть территории округа (более 40 %) занята улучшающими экологическую ситуацию или «средосберегающими» типами земель. Это самый зеленый округ Москвы, площадь зеленых насаждений составляет здесь более 40 % от общей территории, что считается очень высоким показателем. Обеспеченность зелеными насаждениями на одного человека превышает средний показатель по городу в 3,5 раза.

Условия окружающей природной среды оказывают непосредственное влияние на здоровье населения. Уровень общей заболеваемости населения Восточного административного округа ниже, чем в среднем по Москве.

5. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ В ОКРУГЕ – ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Экологические проблемы Восточного округа самым тесным образом связаны с экологическими проблемами города Москвы в целом. Экологическая обстановка по округам города Москвы отличается весьма незначительно. Основной проблемой как города в целом, так и Восточного округа является огромный автомобильный парк, прямо влияющий на загрязнение атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, акустический режим, и косвенно – на состояние растительности (угнетение за счет загрязнения компонентов окружающей среды). Удельный вклад выбросов от автотранспорта в общее загрязнение атмосферы города превышает 90 %.

Ежегодно выбрасывается в окружающую среду около 2 млн. тонн твердых, жидких и газообразных отходов, многие из которых крайне токсичны для человека. В среднем, при пробеге 15 тыс.км за год, автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонн кислорода. При этом в атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов, среди которых особо опасный канцероген бенз(а)пирен. Отработанные газы автомобиля содержат соединения свинца, кадмия, цинка, меди, железа, марганца, хрома, кобальта, олова. Большое количество тяжелых металлов поступает в окружающую среду при стирании автомобильных покрышек и дорожного покрытия.

В процессе эксплуатации тормозных колодок выделяются крайне вредные для здоровья человека диоксины. Выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Ребенок, сидящий в коляске на тротуаре улицы с большим движением транспорта, вдыхает гораздо больше токсичного воздуха, чем гуляющие с ним взрослые. Автопарк столицы насчитывает около 3 млн. машин и цифра эта с каждым годом увеличивается на 10 – 15 %. Наибольший удельный вес в структуре городского автотранспорта занимают грузовые автомашины – чуть меньше половины всех транспортных средств, далее следуют легковые автомобили – 35 % и автобусы – 15 %. По выбросам вредных веществ от автомобилей Москва оставила далеко позади любой из городов России. В Санкт-Петербурге выбросы втрое ниже, в других крупных промышленных городах выбросы от автотранспорта ниже в 10 и более раз.

Внутренние дворы и тротуары в Москве забиты машинами. Утро многих москвичей начинается со звука включаемых двигателей и запаха отработанных газов. Выброс загрязнителей при прогреве машины, особенно зимой, значительно выше, чем при ее движении по двору. Несмотря на наибольший выброс угарного газа (СО), наиболее опасными загрязнителями являются углеводороды (СН). В целом, отработанные газы в опасных концентрациях распространяются до третьего-четвертого этажа. Если запах газов ощущается в квартире, можно быть уверенным, что их содержание превышает норму. При гигиеническом нормировании содержания загрязнителей в воздухе раздражающий и неприятный запах является одним из важных показателей.

Москва – это один из самых “зеленых” городов мира. На каждого москвича приходится более 18 кв.м зеленых насаждений, а озелененной территории – скверов, парков и газонов – еще больше: в среднем 45 кв.м. Это в 2 раза превышает научно обоснованные гигиенические нормы. Лесопарковые пояса шириной 5 – 10 км окружают Москву. Однако увеличение зеленых насаждений – это лишь пассивная мера борьбы за чистоту воздуха. Нужна активная борьба со смогом. Он состоит из двух частей: дыма и пыли от заводов и выхлопных газов автомашин. Уменьшить долю смога, создаваемую промышленностью, можно с помощью пылеуловителей, если оборудовать ими предприятия. Далеко не всегда это удается. Промышленника в первую очередь волнуют вопросы: принесет ли это прибыль и сколько? Вырастет ли доходность предприятия? Сколько нужно заплатить и сколько можно получить? При таком подходе к проблеме видишь, что ее корни не только технического, но и социального характера. Автомобиль почти ровесник века. Он был изобретен, чтобы облегчить жизнь людей, но постепенно превратился в источник опасности. Принимаются специальные меры для снижения этой опасности. Грузовой транспорт в городах движется только по определенным для него магистралям, по кольцевым дорогам в объезд городов. В самом городе строятся подземные переходы и тоннели для машин. Над тротуарами возникли автомобильные эстакады. Все менее токсичным стараются сделать горючее для автомашин. К бензину добавляют различные добавки, снижающие токсичность выхлопных газов, делаются смеси из воды, спирта и бензина. Водяные пары способствуют более полному сгоранию топлива. Присутствие спиртов в горючем снижает содержание угарного газа в выхлопах. На улицах городов появились в большом количестве автомобили, работающие на природном газе. Их двигатель дает меньше вредных выбросов. К тому же газ примерно в 2 раза дешевле бензина. Однако полностью решить проблему загрязнения воздуха можно только при перестройке технологий действующих и вновь строящихся предприятий, путем организации безотходного производства.

Вывод: экологические проблемы Восточного округа самым тесным образом связаны с экологическими проблемами города Москвы в целом. Основной экологической проблемой является огромный автомобильный парк, прямо влияющий на загрязнение атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, акустический режим, и косвенно – на состояние растительности (угнетение за счет загрязнения компонентов окружающей среды). Удельный вклад выбросов от автотранспорта в общее загрязнение атмосферы города превышает 90 %.

В городе принимаются меры по минимизации воздействия автотранспорта. Грузовой транспорт движется только по определенным для него магистралям, по кольцевым дорогам в объезд. Строятся подземные переходы и тоннели для машин, автомобильные эстакады над тротуарами. Запрещен к использованию этилированный бензин. К бензину добавляют различные добавки, снижающие токсичность выхлопных газов. Обновляется парк грузовых автомобилей и механизмов строительного комплекса города, автомобили оснащаются катализаторами отработанных газов, двигателями стандарта не менее Евро-2.

6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности согласно Статье 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с принятым в январе 2002 года Федеральным законом “Об охране окружающей среды” государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации. Названный закон имеет прямое действие, устанавливает четкие принципы охраны окружающей среды и детально прописывает полномочия федеральных и региональных органов власти. Как город федерального значения, Москва наделена полномочиями самостоятельного правового регулирования в указанной области и занимает важное место в обеспечении конституционного права жителей столицы на благоприятную окружающую среду.

Основные законодательные акты города Москвы, направленные на улучшение экологической обстановки:

1. Постановление Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. № 564 «О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы»

В соответствии с данным Постановлением в Москве образованы особо охраняемые природные территории регионального значения:
– природный парк «Тушинский» (в границах города Москвы);
– природно-исторический парк «Измайлово»;
– природно-исторический парк «Царицыно»;
– природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево»;
– природный заказник «Долина р. Сетуни»;
– природный заказник «Воробьевы горы».

2. Закон г.Москвы от 21 октября 1998 г. № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы»

Настоящий Закон является частью градостроительного и природоохранного законодательства города Москвы, устанавливает порядок планирования, регулирования и осуществления градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы.

3. Закон г.Москвы № 17 от 05.05.1999 г. «О защите зеленых насаждений»

Настоящий Закон регулирует правоотношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений.

4. Закон г.Москвы № 33 от 14.07.1999 г. «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям»

Настоящий Закон в целях дальнейшего снижения вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую природную среду и здоровье жителей города Москвы устанавливает ответственность юридических лиц за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям.

5. Закон г.Москвы от 26 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»

Особо охраняемые природные территории в городе Москве составляют основу природного комплекса города Москвы и являются объектами природного и историко-культурного наследия столицы. Настоящий Закон регулирует отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды и качества жизни населения города.

6. Закон города Москвы № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» от 12 мая 2004 г.

Закон направлен на правовое регулирование процедуры проведения государственного экологического контроля в городе.

7. Закон города Москвы «О городских почвах» № 31 от 04.07.2007 г.

Настоящий Закон регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности, а также на сохранение благоприятной окружающей среды в городе Москве. Для такого крупного мегаполиса как город Москва этот вопрос наиболее актуален.

Интенсивное промышленное воздействие с наличием повсеместных очагов техногенного загрязнения является основной проблемой сохранения почв города Москвы. Загрязнение городских земель в значительной мере связано с накоплением в них тяжелых металлов. Также источником негативного техногенного воздействия является захламление строительно-бытовым мусором и отходами производства и потребления.

Кроме того, негативное воздействие на состояние почв в городе оказывают автомобильный транспорт, деятельность предприятий города Москвы, а также воздействие противогололедных смесей. Эти проблемы влекут за собой загрязнение почв и, следовательно, деградацию растительного покрова и водоемов. Городские почвы существенно отличаются по свойствам от почв природных и сельскохозяйственных территорий, поэтому в законе города Москвы «О городских почвах» учитывается их специфика как компонента городской среды, а также проводится разделение понятий «земля» и «почвы».

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выполненной работы являлась оценка развития инфраструктуры города Москвы и ее влияние на социально-экологическую обстановку в Восточном административном округе. В ходе работы были решены следующие задачи:
– определены компоненты природной среды, на которые оказывается воздействие в процессе производственной и хозяйственной деятельности;
– определены характер и степень опасности всех потенциальных видов воздействий хозяйственной и иной деятельности в городе Москве на окружающую среду и здоровье населения;
– проведена сравнительная характеристика экологической обстановки в различных округах города Москвы;
– выявлены основные экологические и связанные с ними социальные проблемы в Восточном административном округе и определены пути их решения.

Из полученных данных были сделаны следующие выводы:

Целью всей деятельности человека должно быть улучшение среды его обитания (в рассматриваемом случае – московской городской среды), сокращение и исключение загрязнений. Известно, что экологические условия неодинаковы в разных частях города. Комфортность проживания – это не только престижный район, красивый дом, удобная квартира, но и качество окружающей среды, иными словами – экологическая обстановка. Она определяется наличием вблизи жилых кварталов промышленных объектов, плотностью транспортной сети, присутствием свалок строительных и бытовых отходов.

Экологические проблемы Восточного административного округа самым тесным образом связаны с экологическими проблемами города Москвы в целом. По имеющейся информации (6 – 10), наиболее комфортным для проживания с точки зрения экологии является Зеленоград, а Южный, Юго-Восточный и Центральный выглядят экологически менее благополучными. В этом ряду Восточный округ занимает одно из лидирующих мест по качеству окружающей среды.

К разряду экологически наиболее благополучных и относительно благополучных в Восточном административном округе относятся районы: п.Восточный, Измайлово, Восточное и Северное Измайлово, Метрогородок, Богородское, Ивановское, Косино-Ухтомский, Новокосино. Наименее благополучные в экологическом отношении районы расположены ближе к центру города – Преображенское и Соколиная гора.

На состояние окружающей среды большое влияние оказывает развитие городской инфраструктуры. Причем, влияние развития инфраструктуры на компоненты природной среды может быть как негативным, так и позитивным. Основным источником загрязнения компонентов природной среды г.Москвы (в том числе и ВАО) является автотранспорт. Это и воздействие на атмосферный воздух и поверхностный сток, и шумовое загрязнение. Рост автопарка приводит к повышенному загрязнению атмосферного воздуха, воды, почвы. Однако в настоящее время имеется и позитивная тенденция: обновление парка подвижного состава города, число автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет превысило число автомобилей со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет с двигателями стандарта не менее Евро-2, обновляется парк грузовых автомобилей и механизмов строительного комплекса города. Одним из главных направлений деятельности по снижению негативного воздействия автотранспорта на экологию города является оптимизация дорожного движения (развитие транспортных магистралей, строительство подземных паркингов и т.п.) и меры по повышению качества используемого топлива.

Помимо автотранспорта, негативный вклад в экологию города вносят также промышленные предприятия. С развитием современных технологий стало возможным снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями. Основными мероприятиями в этом направлении следует считать модернизацию технологии производства, реконструкцию предприятий, строительство нового и реконструкцию существующего очистного оборудования на промышленных предприятиях. Кроме того, в городе проводится вывод из эксплуатации промышленных объектов, не соответствующих экологическим требованиям.

В соответствии с нормами Конституции России «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (11, статья 42). В то же время «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (11, статья 58).

Правительство города Москвы уделяет большое внимание проблемам экологии. Постоянно принимаются законодательные акты, направленные на проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе.

В заключение хочется отметить, что сохранение природы должно быть делом каждого человека. Только после осознания необходимости охраны природной среды города каждым индивидом возможно значительное улучшение экологической обстановки. Это и соблюдение чистоты на улицах города, и установка на автомобили катализаторов, позволяющих снизить выбросы загрязняющих веществ в воздух, и применение ресурсосберегающих технологий в промышленности, и многое другое.

8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Городская экология: учебное пособие для вузов. / А.Н.Тетиор. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
2. Экология. Природа – человек – техника: учебник / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин; под общ. Ред. А.П.Кузьмина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007 . – 510 с.
3. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с дополнениями и изменениями № 2 ГН 2.1.6.1983-05).
4. ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с дополнениями и изменениями № 2 ГН 2.1.6.1983-05).
5. ГН 2.1.5.1315-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
6. Государственный доклад о состоянии окружающей среды на территории г.Москвы.
7. Материалы сайта www.mos.ru. Официальный сайт Правительства Москвы. Обзор нормативных правовых актов г.Москвы.
8. Материалы сайта www.ecology.ru. Экология Москвы. Группа компаний «Экология».
9. Материалы сайта www.ecoguild.ru (сайт «Гильдии экологов»). Экологическая карта г.Москвы. ГУ «Московский ЦГМС-Р». Мосэкомониторинг: справки о состоянии воздуха в Москве.
10. Материалы пресс-конференции Министра Правительства Москвы Руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы Бочина Л.А.
11. Конституция Российской Федерации.