+7(495) 221-54-25
+7(915) 340-94-30
г. Москва, ул. Преображенский Вал д.25 корп.2

Экологическое проектирование, экологическая экспертиза, разработка экологических проектов ПДВ, СЗЗ. 

Главная >> Статьи >> Экологическое проектирование - доп. информация >> Проблема несовершенства законодательства в сфере экологической безопасности в строительстве (выдержка из интервью с главным инженером ООО "Группа Экоанализ")

Проблема несовершенства законодательства в сфере экологической безопасности в строительстве (выдержка из интервью с главным инженером ООО "Группа Экоанализ")

В России существуют экологические организации, экспертные группы неравнодушные к состоянию дел в сфере защиты окружающей среды. Одна из таких организаций, пытаясь выработать ряд решений, направленных на устранения пробелов в экологическом законодательстве РФ привлекла в качестве эксперта главного инженера ООО "Группа Экоанализ". В импровизированном опросе-интервью нашему специалисту был задан ряд вопросов. Приводим наиболее интересные вопросы и ответы, которые дал на них наш эксперт.

Достаточно ли внимания в строительных нормах уделено теме экологической безопасности?

Проблема экологической безопасности в РФ стоит очень остро, а в нормативных документах уделяется недостаточно внимания ее решению.

Однако следует отметить, что в настоящий момент наметились позитивные сдвиги в этой области, о чем свидетельствует возросшая заинтересованность Правительственных структур.

Основная проблема – огромный объем накопления опасных отходов. Большинство из них – это отходы промышленной деятельности. Один из основных путей решения – рекультивация экологически опасных объектов (полигонов захоронения отходов), создание новых полигонов, отвечающих современным требованиям, строительство мусороперерабатывающих заводов. Целесообразно закрепить законодательно меры стимулирования хозяйствующих субъектов, которые должны быть уверены, что ведение бизнеса с соблюдением экологических норм более выгодно. И в то же время следует ужесточить меры наказания для нарушителей законодательства (здесь надо отметить, что одними запретительными мерами проблему не решить, нужно разработать нормативы административной ответственности).
Что касается мер экологической безопасности, здесь особое внимание должно быть уделено объектам топливно-энергетического комплекса, неполадки и аварии на которых, могут привести к экологическим катастрофам (как пример - разлив нефти в Мексиканском заливе). Необходимо крайне внимательно относиться к реализации такого рода проектов и выработать комплексный подход к обеспечению их безопасности. Следует ввести ответственность за негативные последствия, возникшие по вине проектировщиков, строителей, согласующих экспертных структур, при условии доказанности их вины за принятые заведомо неправильные решения, пренебрежение особыми условиями региона расположения опасного объекта, согласования инженерно-безграмотных проектов.

Ещё один фактор, который создаёт существенное давление на экологическую среду – это транспортная инфраструктура. За последние годы темпы прироста автомобильного парка в пять раз обогнали темпы развития дорожной сети. И конечно, это приводит к сверхнормативному загрязнению атмосферного воздуха. Следует более жестко подходить к нормативам строительства дорожной сети, к качеству топлива, к возрасту автомобильного парка (в этом смысле положительно следует отметить программу утилизации старых автомобилей).

Основной элемент обеспечения экологической безопасности – это государственный экологический контроль, который обязательно должен включать в себя развитие сети экологического мониторинга для оценки ситуации и своевременного реагирования на негативные изменения состояния компонентов окружающей среды.

Особое внимание следует уделить проведению государственной экологической экспертизы опасных объектов (и не только объектов федерального уровня).

Какие эффективные или интересные примеры в области экологической безопасности в строительстве вы могли бы привести?

В качестве конкретного примера создания системы экологической безопасности можно привести строительство современных полигонов ТБО по европейским технологиям. В Московской области к числу таких полигонов относятся санитарные полигоны ТБО «Хметьево» и «Икша», построенные по технологиям, которые применяются в Европе уже более 30 лет.

Анализ существующей ситуации по утилизации ТБО в Московском регионе показывает, что приоритетным методом удаления отходов, по крайней мере, в ближайшие 10 лет, останется метод захоронения отходов.

При соблюдении всех технологических и санитарных норм полигоны (особенно высотные) могут стать элементами природных ландшафтов и оказывать ограниченное негативное воздействие на окружающую природную среду.

Полигоны, запроектированные и построенные с соблюдением всех экологических и природоохранных требований, представляют собой современные инженерные сооружения:

  • на дне и в бортах полигона сооружается непроницаемый экран, препятствующий проникновению фильтрата в нижележащие подземные горизонты. Выполнение противофильтрационных экранов в основании полигона позволяет минимизировать негативное воздействие на подземные воды за счет значительного понижения уровня грунтовых вод,
  • система сбора и очистки фильтрата позволяет избежать загрязнения поверхностных вод,
  • система сбора биогаза предотвращает его бесконтрольную миграцию в теле полигона: биогаз собирается в одном месте и сжигается. Основной экологический эффект от сбора и сжигания биогаза: снижение эмиссии газообразных продуктов разложения органического вещества ТБО в атмосферу, изменение качественного состава выброса и его характера. Важно отметить, что применение системы сбора и сжигания биогаза позволяет добиться не только локальных, но и глобальных положительных экологических эффектов. Это обусловлено тем, что при сжигании биогаза метан трансформируется в СО2, часть компонентов уничтожается. Способность метана усиливать парниковый эффект в 50 раз выше способности углекислого газа,
  • картовый метод захоронения отходов позволяет быстро и поэтапно внедрять природоохранные элементы, не дожидаясь полного завершения работ на полигоне, что сокращает действие негативных экологических факторов,
  • способ прессования ТБО в тюки представляет следующие преимущества: брожение внутри тюков - анаэробное, что делает брожение крайне медленным, а если нет брожения, то нет и запаха; высокая плотность тюков с ТБО делает невозможным проникновение в них дождевых осадков, устраняя, таким образом, фильтрацию; высокая плотность тюков устраняет также возможность течи из них, которая могла бы произойти из-за анаэробного брожения; при анаэробном брожении образуется биогаз, однако, для этого необходима вода. Если же атмосферная вода не сможет проникнуть внутрь тюков, то брожение будет настолько медленным, что наличие биогаза также будет минимальным и легко контролируемым; высокая плотность тюков препятствует разносу мусора. Увеличение плотности тюков ТБО при прессовании позволяет сократить объем ТБО в 5 раз; увеличить срок эксплуатации полигона в 2,5 раза; уменьшить потребность в грунте для технологических нужд в 10 раз,
  • применение современной технологии (высотная схема складирования) и тяжелой техники на полигонах позволяет максимально использовать рабочий объем полигона, что дает возможность отказаться от необходимости отчуждения новых площадей,
  • строгий учет и контроль, в том числе и радиометрический, за поступлением отходов не позволит попасть в тело полигона радиоактивным, химически активным и агрессивным веществам,
  • организация и проведение экологического мониторинга как в процессе загрузки и рекультивации полигона, так и в послерекультивационный период позволяет принимать обоснованные и правильные технические решения для минимизации негативного влияния на окружающую среду.

Что бы вы хотели изменить в существующих правилах?

Целесообразно закрепить законодательно меры стимулирования хозяйствующих субъектов, которые должны быть уверены, что ведение бизнеса с соблюдением экологических норм более выгодно. И в то же время следует ужесточить меры наказания для нарушителей законодательства (здесь надо отметить, что одними запретительными мерами проблему не решить, нужно разработать строгие нормативы административной ответственности).

Следует ввести ответственность за негативные последствия, возникшие по вине проектировщиков, строителей, согласующих экспертных структур, при условии доказанности их вины за принятые заведомо неправильные решения, пренебрежение особыми условиями региона расположения опасного объекта, согласования инженерно-безграмотных проектов.

Предусмотреть законодательно развитие сети экологического мониторинга для оценки ситуации и своевременного реагирования на негативные изменения состояния компонентов окружающей среды.

Особое внимание следует уделить проведению государственной экологической экспертизы опасных объектов не только федерального уровня.

 
 

Поиск по сайту