+7(495) 221-54-25
+7(915) 340-94-30
г. Москва, ул. Преображенский Вал д.25 корп.2

Экологическое проектирование, экологическая экспертиза, разработка экологических проектов ПДВ, СЗЗ. 

Главная >> категория Экомосква >> Влияние развития инфраструктуры города Москвы на социально-экологическую обстановку Восточного административного округа

Влияние развития инфраструктуры города Москвы на социально-экологическую обстановку Восточного административного округа

 

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 3.1. Климат и его влияние на экологию города

Климат Москвы является умеренно-континентальным и характеризуется высокой изменчивостью. С конца XX-го века отмечаются тенденции к смягчению климата.

Температура воздуха

В последнее 10-летие XX в. среднегодовая температура воздуха по сравнению с нормой за 1961-1990 г. повысилась на 0,8°С (составила 5,6°С), годовое количество осадков прибавилось на 18 мм, температура зимы возросла на 2,2°С, а в остальных сезонах в среднем на 0,4-0,5°С; годовая амплитуда месячной температуры уменьшилась с 27,3 до 24,7°С и показатель континентальности климата с 45 до 40 %. В таблице 4 представлены средние температуры воздуха по месяцам и за год.

Таблица 4. Средние месячные температуры воздуха

Период наблюдений

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Температура воздуха, °С

-6,3

-6,8

-2,0

6,8

12,6

16,9

20,2

17,1

11,1

5,3

-1,4

-6,1

5,6

 

На естественный ход температуры, распределение осадков, влажности, солнечного сияния и других метеорологических факторов влияет увеличение площади городской застройки.

Возникающий над большим городом «остров тепла» отчетливо выражен в Москве. Температура в центре города на 4-5°С выше, чем в пригороде, что равнозначно смещению центра Москвы на 150 – 200 км к югу. Зимой «остров тепла», формирующийся над городом, возникает за счет большего выделения тепла в связи с работой тепло-энергетического комплекса в режиме максимальных нагрузок. Летом выделение антропогенного тепла меньше, однако различия в температурах между городом и пригородом, особенно в ночное время, обусловлены другими причинами, связанными с различной скоростью охлаждения подстилающей поверхности пригородов (большая площадь естественных поверхностей) и городской территории (большая площадь застроенной и запечатанной поверхности).
Различие температур в центре и на периферии города имеет ряд позитивных последствий. В частности, возникают бризовые городские течения воздушных масс от центра к периферии города, увеличивающие интенсивность процесса рассеивания загрязненного воздуха над городом.
Москва – самый холодный мегаполис в Европе. Зима в Москве длится от 4 до 4,5 месяцев (с середины ноября по март включительно). Типичная погода в это время пасмурная и облачная, с частыми снегопадами.

Количество осадков

Обычно за зиму в Москве выпадает до 134 мм осадков. На весенне-летний период приходится 460 мм осадков.  В таблице 5 представлены средние температуры воздуха по месяцам и за год.

Таблица 5. Средние месячные значения количества выпавших осадков

Период наблюдений

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Количество осадков, мм

42

36

20,8

44

51

75

94

77

65

59

58

42

663,8

Ветровой режим

Ветровой режим в Москве определяется двумя основными факторами – условиями общей циркуляции атмосферы и влиянием городской застройки на изменение ветрового режима. По данным метеорологических наблюдений на Останкинской телебашне в Москве преобладают западные и южные ветра. В среднем в год бывает до 73 суток с сильным ветром более 10 м/с.
Застройка существенно снижает скорость ветра на приземном уровне, что негативно влияет на рассеивающую способность атмосферы и обуславливает накопление загрязнения в приземном слое воздуха. По данным непрерывного мониторинга повторяемость штилей на приземном уровне в зависимости от плотности застройки доходит до 80 – 90 % при минимальном числе штилевых ситуаций в натекающем на город воздушном потоке.

Таблица 6. Среднемесячные и годовые значения скорости ветра.

Период наблюдений

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Скорость ветра, м/с

2,9

3,0

3,0

2,7

2,8

2,4

2,1

2,2

2,3

2,8

3,0

3,0

2,7

Облачность

В процессе формирования погоды и климата важную роль играют облака, влияющие также на режим загрязнения атмосферы. Максимум количества облаков приходится на зиму, когда наиболее развита циклоническая деятельность, а минимум - на лето. В среднем за год количество общей облачности равно 7,6 балла. Средние месячные значения количества общей облачности в течении года меняются от 6,7 балла в августе, до 8,9 балла в декабре.

В суточном ходе максимальное количество облаков в апреле-сентябре отмечается после полудня (в 15 часов), а в ноябре-феврале – в утренние часы, что замедляет процесс рассеивания вредных примесей в атмосфере. Минимум в апреле-сентябре приходится на ночное время сток (0 часов), а в осенне-зимнее время на 21 час и 0 часов. Эти особенности определяют режим суточного хода загрязнения атмосферного воздуха, для которого типично превышение утренних значений концентраций над ночными.

Таблица 7. Средние температуры воздуха по месяцам и за год.

Период наблюдений

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Облачность, баллы

8,3

7,7

7,6

7,5

6,8

7,0

6,8

6,7

7,3

8,2

8,8

8,9

7,6

Погодные условия оказывают существенное влияние на рассеивание выбросов загрязняющих веществ. Интегральным показателем, характеризующим специфику местных условий в сочетании с рельефом местности, является потенциал загрязнения атмосферы, который определяет способность территории к накоплению загрязнения либо к быстрому рассеиванию. Фактическое число периодов с повышенным загрязнением, длительность и уровень загрязнения определяется во многом неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ). В среднем в Москве такие условия складываются в течение 65 дней. Наиболее продолжительные периоды отмечаются в мае, июле, августе и сентябре.

3.2. Экологическая обстановка в городе Москве и пути решения выявленных проблем

Атмосферный воздух

Основным источником загрязнения воздушного бассейна г. Москвы по-прежнему остается автотранспорт. Удельный вклад выбросов от автотранспорта в общее загрязнение атмосферы города превышает 90 %. Имеется позитивная тенденция обновления парка подвижного состава города: число автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет превысило число автомобилей со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет с двигателями стандарта не менее Евро-2, обновляется парк грузовых автомобилей и механизмов строительного комплекса города. Однако с увеличением интенсивности движения и большой долей в структуре автотранспортного парка Москвы транспортных средств с низкими экологическими характеристиками связано отсутствие заметных улучшений состояния атмосферного воздуха на примагистральных территориях.

Основным направлением деятельности по снижению негативного воздействия автотранспорта на экологию города является оптимизация дорожного движения и меры по повышению качества используемого топлива. Организация безостановочного движения транспорта на радиальных и кольцевых магистралях и, соответственно, приближение режима движения транспортных средств на данных участках к равномерному, позволяет сократить выбросы транспортных средств на этих участках в 2-3 раза.

Развитие внеуличных сетей городского скоростного транспорта ведется в первую очередь за счет строительства линий метрополитена. Так в 2004 г. пуск в эксплуатацию линии «малого метро» в Бутово позволил снять целиком один маршрут автобуса и существенно сократить протяженность еще трех маршрутов, что позволило сократить объем выброса в атмосферу на 120 тонн в год.

Помимо автотранспорта, негативный вклад в экологию города вносят промышленные предприятия. Промышленность Москвы представлена более чем 10 тыс. промышленных предприятий, размещенных на площади 1080 кв.км. В их числе предприятия машиностроения и металлообработки (23 % общего числа промышленных предприятий города), промышленность строительных материалов (10 %), предприятия теплоэнергетики (5 %), химическая и нефтехимическая промышленность(6 %). Всего в черте города сложилась 66 промышленных зон, суммарная площадь которых составляет 26 % от общей площади города.

Основной объем выбросов вредных веществ приходится на предприятия теплоэнергетики (47 % - 14 ТЭЦ, 63 районных и квартальных тепловых станций, более 1 тыс. котельных), нефтеперерабатывающей промышленности (32 %) и машиностроения (6 %). Ежегодно в городе реализуются общегородские мероприятия по снижению выбросов промышленных объектов. Снижение выбросов, обеспеченное общегородскими программами, достигнуто за счет выполнения следующих природоохранных мероприятий:

- модернизация технологии производства и реконструкция предприятий;
- строительство нового и реконструкция существующего газоочистного оборудования на промышленных предприятиях;
- вывод из эксплуатации промышленных объектов, не соответствующих экологическим требованиям.

Радиационная обстановка

Радиационная ситуация на территории г. Москвы на протяжении последних лет остаётся стабильной и соответствует требованиям Норм радиационной безопасности. Реальные дозы облучения населения не представляют опасности для здоровья. Так, средняя индивидуальная эффективная доза от всех источников ионизирующих излучений, как естественных, так и техногенных в течение последних пяти лет колебалась в диапазоне от 2,75 до 3,4 м3/год. Превышения норматива, установленного на мощность эквивалентной дозы (не более 5 м3/год) не наблюдается.

Две трети индивидуальной дозы приходится на естественные, природные источники. Одна треть связана с медицинскими исследованиями и процедурами. Около одного процента дозы приходится на техногенные факторы(выбросы и сбросы промышленных предприятий, глобальные выпадения, поступления радионуклидов с продуктами питания и водой).

Акустическая обстановка

На большинстве территорий города Москвы наблюдается высокий уровень шума. Основным источником шумового дискомфорта в Москве является автотранспорт. Далее по площади подверженных шуму территорий и уровню шума следуют железнодорожный транспорт, авиатранспорт, строительные площадки и промышленные предприятия.

Шум автотранспорта

При наблюдаемой интенсивности движения автотранспорта на общегородских магистралях от 10 000 до 15 000 автотранспортных средств в час шумовые характеристики транспортного потока составляют порядка 78 - 85 дБА по эквивалентному уровню звука, а максимальные уровни звука достигают 90 - 92 дБА. Высокие значения шумовых характеристик автотрасс обуславливают превышения действующих санитарных нормативов на 20-25 дБА (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от автотрасс.

На жилых территориях, удаленных от транспортных магистралей либо «защищенных» посадками деревьев, уровни шума существенно ниже, превышения нормативов составляют не более 5 - 8 дБА. Превышения допустимых уровней шума вблизи автотрасс наблюдаются в течение дневного времени суток, затрагивая и ночные часы с 23.00 до 01.00 часов. Исключение составляют дворы жилых домов, расположенные вне прямой видимости автодорог либо на удалении (70 - 100 метров от трассы), а также территории, защищенные первым эшелоном зданий или другими шумозащитными конструкциями.

Общая площадь территорий, подверженных постоянному шумовому воздействию автотранспорта, составляет около 50 % от всей территории города. Возникшие проблемы связаны с резким ростом интенсивности движения автотранспорта на городских магистралях, начавшимся в 90-е г.г. При этом лишь на вновь осваиваемых территориях ведется проектирование и строительство объектов с учетом разработанных требований по шумозащите (дома с улучшенными шумозащитными свойствами, шумоограждающие конструкции).

Шум железнодорожного транспорта

Воздействие железнодорожного транспорта на прилегающие территории по эквивалентному уровню звука ниже, чем воздействие, оказываемое автотранспортом. Типичная интенсивность движения железнодорожного транспорта в Москве составляет не более 3-4 пар/час.

Шум от авиатранспорта

Превышения нормативов, обусловленные авиашумом, наблюдаются не регулярно, а лишь в случаях, когда допускается изменение маршрутов полетов самолетов над городскими территориями в связи с неблагоприятными погодными условиями либо нарушаются установленные инструкции. В целях исключения случаев несанкционированных пролетов над жилыми территориями установлены зоны шумового дискомфорта от аэропортов Московского авиаузла.

Шум промышленных предприятий

Шумовое воздействие, оказываемое промышленными предприятиями, носит локальный характер. Шум промышленных площадок, как правило, ограничивается санитарно-защитной зоной предприятия и на жилые территории не распространяется.

Шум от строительных площадок

За счет высоких значений шумовых характеристик строительной техники и механизмов строительные работы вызывают негативную реакцию жителей прилегающих жилых микрорайонов. Проведение шумозащитных мероприятий позволяет обеспечить минимальный вклад строительных работ в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей жилой территории.

Известно, что экологические условия неодинаковы в разных частях города. Комфортность проживания - это не только престижный район, красивый дом, удобная квартира, но и качество окружающей среды, иными словами - экологическая обстановка. Она определяется наличием вблизи жилых кварталов промышленных объектов, плотностью транспортной сети, присутствием свалок строительных и бытовых отходов.

Таблица 8. Рейтинговая оценка качества городской среды по административным округам

Округа

СЗ

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

Ц

Зел

Показатели

-

А. инфраструктуры:

- площадь зеленых насаждений

 

5

 

9

 

4

 

1

 

8

 

6

 

3

 

7

 

10

 

2

- площадь промзон, транспортных предприятий, гаражей

2

6

7

3

10

8

1

5

9

4

- площадь улично-дорожной сети

7

8

9

5

2

6

3

4

10

1

- количество погребенных свалок

6

5

7

2

8

9

10

3

1

4

Б. эколого-гигиенические: - выбросы от основных стационарных источников загрязнения воздуха (ТЭЦ, пром.предприятия)

 

3

 

6

 

5

 

7

 

10

 

8

 

4

 

9

 

1

 

2

- выбросы автотранспорта

3

6

8

2

7

5

1

9

10

4

- среднесуточное содержание пыли в воздухе

3

6

5

7

9

8

4

2

10

1

СУММА МЕСТ

29

46

45

27

54

50

26

39

51

18

Рейтинговое место округа

4

7

6

3

10

8

2

5

9

1

Ниже приведена схема, наглядно демонстрирующая экологическое состояние в различных округах г.Москвы.

Экологическая обстановка по округам г. Москвы

Вывод: Наиболее комфортным для проживания с точки зрения экологии является Зеленоград, а Южный, Юго-Восточный и Центральный выглядят экологически менее благополучными. В этом ряду Восточный округ занимает одно из лидирующих мест по качеству окружающей среды.



 

Поиск по сайту